Отражение в «Зеркале»

Posted: 06.04.2011 in Культура
Метки:, , , , , ,

Утром одного дня стало известно, что к нам в университет приедут важные люди. И они приехали. 4 апреля Ивановский государственный университет посетила делегация людей, занятых подготовкой очередного международного кинофестиваля «Зеркало», проводимого известно где. Мое ощущение конференции — по клику на кнопочке чуть ниже

graywolfi4

Ректор распорядился — пригнали, как положено, доверху полный актовый зал. Кроме филологического, хорошо дополнявшего собой проходы, были и другие факультеты, истфак, к примеру.

Сидя позади всех, можно было видеть всю картину в целом, но самое интересное всегда рядом – заочно знакомая мадмуазеля справа всю презентацию листала Cosmo (или «Гламур» — не разбираю их) с подругой, паренек рядом с ними, видимо, считая это смешным, со всей дури хлопал во время аплодисментов. В основном все болтали, шутили, смеялись, фотографы фотографировали, операторы оперир…снимали, в общем, в воздухе витала атмосфера легкого безумия.

В самом начале гадали – кто же из них всех Лунгин, ибо друг и я что-то запамятовали, как он выглядит. Но он вошел, и мы вспомнили. Так и должно быть всегда.

Разговор

Представились, начали говорить. Немного заикаясь (вроде бы не от смущения), Лунгин говорил, как и ожидалось, о фестивале, о том, что программа будет более насыщенной – добавится видеоарт, о самом Тарковском, подчеркивая его важное значение для культуры вообще, разделяя историю кинематографа на «до» и «после»; упоминал о возможном образовании киноклуба в университете — в общем, вступил, ввел в курс дела, пробежался по верхам.

Следующим был монолог Алексея Медведева, директора «Зеркала». Облокотившись на кафедру, он говорил гораздо содержательнее и… человечнее, что ли. Концепция в этом году, как следовало из его слов, изменилась — в связи с пятилетием фестиваля (а ведь только в следующем году 90-летний юбилей Тарковского — что будет?) в кинозалах покажут любимые фильмы означенного, а именно «Семь самураев» Акиры Куросавы,  «Табачную дорогу» Джона Форда и так далее. Сыпя цитатами в духе «на таланта меньше спрос», «сегодня очень трудно быть человеку, которому есть что сказать» и умными словами вроде «ассоциативного монтажа» и «нарративного» чего-то там, Медведев (ух!) заявил, что «отвечает» за то, что мы будем смотреть», выдал оценочное суждение об отсутствии сегодня великого кино и поставил вопрос, который в этом году собирается обозначить фестиваль («Как быть автором в XXI веке и не выглядеть при этом идиотом?»). В общем, вопрошая, предлагал «не гнаться за новым, но оставаться на таких видах, с которых можно оставаться всю жизнь» (писал в блокнот, может, он немного по-другому сказал? Если да, простите и просветите). В заключение своего монолога предложил добавить себя во всяких там «фейсбуках», чем вызвал смешливое гудение в аудитории — попытка привлечь публику новомодностью, прямо скажу, не очень удалась.

После него было малюсенькие пара словечек от Нелли Ефимовны Фоминой, художника по костюмам в нескольких фильмах Тарковского, объявившей об открытии того же апрельского числа выставки ее работ в зале «Классика» в 18:00 (а я не попадал).

И вот тут мы переходим к одному из самых интересных моментов конференции — «бенефису» Кирилла Преображенского.

Смотрины

Причем интересен был не сам его доклад, имевший под собой цель не очень интересно рассказать об истории видеоарта, месте, где он преподает… Интересен был показ видеожурнала «Vidiot» (уже после конференции tatlller заметил, что это как-то смахивает на название одной книги одного Минаева, а еще позже я погуглил сие, но ведь в этом нет ничего плохого,да?). Показали не все, а одну лишь часть, кажется, пятого номера, одного из двух, которые Преображенский оставил нашему ГУ в дар. Это была короткометражка…для многих она была, прямо скажем, странной, меня же зацепила. Не буду приводить здесь ее анализ, интереснее было бы отсмотреть весь номер видеожурнала и в отдельной статье все проследить.

Слышал все, что угодно — фырканье, смех, но одобрения, восприятия практически не было, и поток людей, по одному, по двое сваливающих из зала, стал более наглым и бурным. Девочки (мадмуазеля, тем не менее, осталась!), стуча каблучками, уматывали с непонятного им мероприятия. Осталось чуть больше половины тех, кому это было все-таки интересно.  Честно говоря, стало противно. В такие моменты забываешь, что тебя сюда не пригласили, а привели, важно другое — впервые со времен школы я увидел неуважительное отношение достаточно взрослых людей к чьему-либо творчеству. С ума сойти.

Во время «свалки» Преображенский и совершил главную ошибку, пытаясь оправдаться, объяснить, доказать, что здесь есть смыслы, не поняв безуспешность своих действий в этой аудитории. Я не удивился, что сия речь тоже не произвела положительного впечатления.

Сказав, что у видеожурнала будет свой сайт и свой Интернет-канал (так и подмывало спросить: «На Ютубе, вестимо?»), идеолог российского видеоарта закрыл тему.

Ну, а дальше…

Вопросы

Их было немного. Запомнились лишь вполне ожидаемые вопросы от единственного представившегося первокурсника-рекламиста о отношении Лунгина к 3D — технологии (суть ответа можно свести к формулировке «мне по барабану»), от однокурсницы по поводу того, что не поняла аудитория короткометражку (Лунгин, похоже, не понял самого вопроса тогда), высказывание одной девушки, безапеляционно заявившей, что не видит в показанном образце видеоарта искусства (с чем я ее и поздравлял про себя), ну и еще фраза Кирилла Преображенского о том, что для него «скорости рекламы зашкаливают».

На оптимистичном наречии одного из вопросителей: «Авангардно!» конференция и закончилась, не оставив внутри практически ничего, кроме интереса и презрительного удивления.

P.S.

После окончания половина оставшихся побежали кто записываться в волонтеры, кто фотографироваться и автографироваться к Лунгину. Удивила девушка, желавшая получить автограф режиссера на книге, которую написал не режиссер: «Ну это моей маме!» и «журналист», радостно «здоровавшийся» за руку с Лунгиным для фотографии (будет что вспомнить пареньку, ага). По дороге режиссеру «Острова» совал какие-то диски с музыкой какой-то человек…

Атмосфера всеобщего «понтовства» витала над студентами, побежавшими с радостными лицами за делегацией. А я…

А я закинул сумку на плечо и поехал домой, думая про себя, что на кинопоказы фестиваля обязательно схожу, и надеясь, что никого из тех, кто сегодня во время конференции спал, громко хлопал, орал, ржал и читал нечто глянцевое, там не увижу.

Реклама
- комментарии
  1. Касим:

    и «рекламист», радостно «здоровавшийся» за руку с Лунгиным для фотографии.
    Это был Журналист.

    Отличная статья!!!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s